Информатизация и образование

Высшее образование - Информационная поддержка: новости ГИА и ЕГЭ, электронное обучение, библиотеки, программное обеспечение и борьба с плагиатом

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Штрафы за нарушения ЕГЭ: ФЗ "Об ответственности за нарушения порядков при проведении ЕГЭ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию"

(проект) 

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 29, ст. 3597; 2010, № 19, ст. 2291) следующие изменения:

1) дополнить примечание к статье 2.4 предложением следующего содержания:

«Председатели и члены экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководители и организаторы пунктов проведения экзаменов, осуществляющие организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, совершившие административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.30 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.»;

2) в статье 19.30:

а) часть 5 дополнить словами «, на граждан – в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.».

Статья 2

Дополнить статью 336 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,  2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878)  пунктом 5 следующего содержания:

 «5) нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, повлекшее искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, и (или) порядка приёма в образовательное  учреждение, повлекшее неправомерное зачисление гражданина в образовательное учреждение.».



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушения порядков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию» (далее – проект федерального закона) разработан Минобрнауки России в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № АЖ-П8-6152 в целях усиления ответственности за нарушения установленных порядков проведения государственной (итоговой) аттестации, обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательную организацию (далее – соответственно Порядок проведения ГИА и Порядок приёма).

В ходе проверок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – ГИА), в том числе в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и организации приёма в образовательные учреждения систематически фиксируются нарушения. Вместе с тем, существующие в настоящее время меры ответственности за нарушение порядков проведения ГИА и приёма представляются недостаточными.

 Так в период проведения ГИА фиксируется значительное число обращений граждан с жалобами на действия лиц, осуществляющих проведение ГИА в качестве членов экзаменационных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Однако лица, осуществляющие проведение ГИА, в большинстве случаев не являются государственными или муниципальными служащими, а также работниками образовательных учреждений, обучающиеся которых проходят ГИА.

В состав экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзамена включаются в основном представители образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. В связи с этим не представляется возможным привлечь указанных лиц к административной ответственности в качестве должностных лиц ввиду того, что организационно-распорядительные функции они выполняют не в рамках своей деятельности в государственном или муниципальном учреждении, в котором они работают.

 В случае установления факта свершения такими лицами административного правонарушения в части умышленного искажения результатов ГИА, а также нарушения установленного законодательством Российской Федерации в области образования Порядка проведения ГИА к ним применяются меры административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ для граждан, – наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, что не является достаточным и соразмерным наказанием ущербу, причиненному совершёнными деяниями.

При этом председатели и члены экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководители и организаторы пунктов проведения экзаменов в рамках проведения ГИА осуществляют полномочия распорядительного характера и принимают юридически значимые решения в отношении обучающихся (утверждение или отмена результатов экзаменов, удовлетворение или неудовлетворение апелляций, удаление обучающихся с экзаменов и др.).

Информация о дифференциации установленной ответственности и полномочиях лиц, привлекаемых к проведению ГИА, представлена в таблице 1 приложения.

В связи с этим проектом федерального закона вводится норма, предусматривающая наложение на председателей и членов экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов, осуществляющих проведение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ, административной ответственности как на должностных лиц – административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 В период организации приема в образовательные организации также фиксируется значительное число нарушений.

Так, в 2010 году количество лиц, подавших свидетельство о результатах ЕГЭ в 6 вузов, составляло 5166 человек, в 2011 году – 4737 человек; количество лиц, подавших свидетельства о результатах ЕГЭ в 7 вузов  в 2010 году составило 674 человека, в 2011 году – 810 человек (что является нарушением пункта 26 Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. № 442).

Также нередки случаи представления поступающими недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, подложных документов, дающих преимущественное право на получение образования.

При этом в КоАП РФ не предусмотрено возможности наложения ответственности на граждан за нарушение Порядка приёма.

Информация о дифференциации установленной ответственности и полномочиях лиц, привлекаемых к приёму в образовательные организации, представлена в таблице 2 приложения.

В связи с этим проектом федерального закона вносятся дополнения в часть 5 статьи 19.30 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность физических лиц за нарушение установленного Порядка приёма.

Кроме того, проектом федерального закона вводится норма, предусматривающая применение к педагогическим работникам, совершившим административное правонарушение в части нарушения Порядка проведения ГИА или Порядка приёма, такой дополнительной меры ответственности, как прекращение трудового договора по основному месту работы.

Важно отметить, что ГИА, а также приём в образовательное учреждение непосредственно связаны с реализацией установленных статьей 43 Конституции Российской Федерации прав граждан на образование. Принимая во внимание высокую социальную значимость решения обозначенной проблемы в сфере образования и широкий общественный резонанс по случаям нарушений при приёме в образовательные учреждения и проведении ГИА, внесение предлагаемых дополнений в КоАП РФ и Трудовой кодекс Российской Федерации позволит значительно повысить эффективность соблюдения законодательства об образовании, что в целом приведёт к повышению результативности работы по профилактике и предупреждению правонарушений в сфере образования.

Заместитель директора Департамента
общего образования Минобрнауки России
И.И. Тараданова

Отзывы и комментарии

blog comments powered by Disqus


Похожие статьи:
Следующие статьи:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

You are here: Новости ЕГЭ Штрафы за нарушения ЕГЭ: ФЗ "Об ответственности за нарушения порядков при проведении ЕГЭ"