Бесплатно смогут учиться только 140 студентов из 10 тысяч населения. В прямом эфире радио КП наш редактор Александр Милкус выясняет у заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, кто и когда будет закрывать неэффективные ВУЗы.
Милкус:
- В студии Александр Милкус. У нас сегодня встреча с интересным человеком – заместителем министра образования и науки РФ Александром Алексеевичем Климовым. Мы поговорим о первом, чем прославился новый состав Министерства образования, - о списке неэффективных вузов или, как теперь аккуратно говорят, с признаками неэффективности. Александр Алексеевич, когда эти вузы будут закрывать?
Климов:
- Первое, что я хочу сказать, что закрытие вузов не планируется. Потому что любой вуз это всегда студенты, преподаватели. В силу того, что есть Закон об образовании, который гарантирует студентам получение соответствующего образования, есть Указ президента № 599, на основании которого проводится та работа, тот мониторинг, о котором мы сегодня говорим. Соответствующие положения указа предусматривают соблюдение прав каждого студента, который проходит обучение.
Милкус:
- Вы опубликовали список вузов с признаками неэффективности. Во-первых, очень сомнительный критерий. Насколько я понимаю, для того чтобы выяснить, эффективный или неэффективный вуз, вы использовали 5 из 50 предложенных ректорским сообществом критериев. Мягко говоря, странно оценивать так вуз. По-моему, там еще куча всяких возможностей есть: допустим, насколько вуз выполняет функцию воспитания студентов. Это тоже важно для государства. То есть получается, из большого множества критериев взяли 5 и на основании этого сделали довольно странный вывод. Поэтому многие удивляются: прославленные вузы попали в этот список.
|
Климов:
- Во-первых, 50 критериев разработало министерство совместно с ассоциацией ведущих университетов России и Российским союзом ректоров. То есть летом было очень широкое обсуждение, мы два месяца активно взаимодействовали и сформировали перечень 50 показателей. При этом министерство предполагает этот перечень из 50 показателей положить в основу тех управленческих решений, которые будут приниматься министерством. В данном случае, когда мы говорим про мониторинг эффективности и дальнейшего формирования соответствующих списков либо для оптимизации деятельности, развития деятельности, либо реорганизации, то были выбраны самые базовые показатели, от которых зависит результат образования и обучения. Для филиалов это 8 показателей. Эти показатели характеризуют уровень абитуриентов, которые поступают в это учебное заведение. Это баллы ЕГЭ. Причем баллы ЕГЭ не только тех, кто поступает на бюджетные места, но и тех студентов, которые поступают на внебюджетную форму обучения. Это показатели, если можно так выразиться, научной продуктивности преподавателей. Причем уровень, который был выбран министерством, достаточно скромный. Это процент выпускников, которые являются гражданами зарубежных государств. Это востребованность вуза, которая косвенно характеризуется желанием зарубежных студентов обучаться в этом вузе. Это обеспеченность финансовыми средствами образовательного процесса. И это обеспеченность инфраструктурой.
Еще раз хочу сказать, что были выбраны средние уровни. И только те вузы и филиалы, которые либо по 4, либо по 5 показателям для филиалов были ниже среднего, попали в перечень вузов, имеющих признаки неэффективности. Что дальше происходило? Дальше, для того чтобы учесть специфику каждого вуза и каждого филиала, были проведены 82 заседания рабочих групп. По каждому субъекту РФ проводилось совещание. И мы по 4-6 часов детально обсуждали по каждому вузу и филиалу специфику, если она существует, и ту ситуацию, которая в настоящее время есть. В этих рабочих группах принимали участие и представители субъекта РФ, и представители советов ректоров соответствующих регионов, и представители ассоциации ведущих университетов, и представители федеральных округов. То есть шел такой содержательный разговор, обсуждение того, какая ситуация в том или ином вузе или филиале, и какая необходимость существования того или иного филиала.
Я вам скажу так, что мы очень серьезно ориентировались на ту точку зрения, которую высказывали представители регионов и союзов ректоров. Если, по мнению региона, филиал в этом населенном пункте необходим в силу социально-экономических особенностей, в силу программ, которые реализует регион, то мы всегда вставали на точку зрения региона и поддерживали желание сохранить тот или иной филиал на территории того или иного муниципального образования.
Милкус:
- Я лично настроен гораздо более радикально, чем министерство. Я считаю, что обучение в слабом вузе это не помощь студентам, детям, родителям, а, наоборот, невозможность потом устроить свою карьеру, устроить себя в жизни. Потому что человек не получает образования, он просто находится, как прежний министр образования называл, в камере хранения. На мой взгляд, может быть, нужно было действовать более радикально, просто закрывая вузы. Я понимаю, с другой стороны, социальную ситуацию, при которой ректоры тех вузов, которые привыкли уже нормально зарабатывать, имея практически в своем распоряжении университет или институт, не давая современного образования, не давая никаких компетенций, нужных для будущих выпускников. Они привыкли так жить, и они поднимут на уши всех вокруг, чтобы их не выгнали из этого здания, этих аудиторий, чтобы они продолжали получать очень высокие зарплаты. Я не понимаю, как вам сейчас вести политику. С одной стороны, если действовать жестко, я думаю, что вас как состав министерства снесут, если действовать мягко, то смысл всего, что вы предполагаете сделать?
Климов:
- Это всегда переговорная ситуация. Если мы понимаем, что в данном населенном пункте (например, это может быть моногород, населенный пункт, который удален от столичного города в субъекте) необходимо существование того или иного филиала, то мы поддерживаем эту ситуацию. При этом мы понимаем (такие гарантии со стороны руководства субъектов РФ мы получили), что необходимо разобраться конкретно с каждым случаем. И если мы понимаем, что необходимо соответствующее образовательное учреждение или филиал, то нужно поддерживать, нужно стремиться к тому, чтобы структура обучения по направлениям и специальностям соответствовала реальным потребностям тех или иных предприятий, которые располагаются на этой территории.
Милкус:
- Если филиал учит плохо, его сохранять только потому, что больше в этом моногороде поступить некуда и получить высшее образование негде, это, наверное, все-таки нехорошо. Нечестно по отношению к тем студентам, которые этот институт заканчивают. И они потом из этого моногорода уехать не могут, потому что с этим дипломом их никуда на работу не возьмут.
Климов:
- Вы совершенно правы. Дальше идет разговор между руководством вуза головного, руководством субъекта РФ и федеральным органом, который отвечает за это образовательное учреждение. А это не только Минобрнауки, там есть и Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство здравоохранения. Идет разговор о том, каким образом сделать так, чтобы в достаточно короткий срок (например, год) нормализовать ситуацию. Например, по многим населенным пунктам мы после обсуждения с регионами договаривались о том, что мы постепенно закрываем, переводим студентов в головную организацию, а на территории данного муниципального образования формируем филиал, который готовит по другим направлениям. Например, мы понимаем, что там не нужно 150 специалистов в области государственного и муниципального управления, но там нужны люди, которые могут обеспечивать кадрами соответствующие предприятия транспорта, производственные структуры; структуры, которые занимаются эксплуатацией дорог и ремонтом. По итогам тех рабочих групп, которые у нас прошли и завершились на прошлой неделе, мы в течение ближайших двух месяцев совместно с регионами и федеральными органами исполнительной власти, руководством вузов должны подготовить предложения либо по реорганизации соответствующих структур (в случае филиалов это закрытие и перевод студентов в другие образовательные учреждения на территории того или иного региона), либо по формированию и началу реализации программ поддержки соответствующих образовательных структур.
Вообще идея о том, что университет может и должен являться таким центром, с одной стороны, культурным, который культурную жизнь организует в населенном пункте, либо является одним из драйверов экономического развития, - это достаточно успешно реализуемая стратегия для многих вузов и филиалов в мире и, соответственно, в Российской Федерации.
Милкус:
- Но есть же и другой механизм, который можно задействовать. Сейчас он называется «контрольные цифры приема». Потихоньку сокращать прием в те образовательные учреждения, где выпускают не очень качественных и не очень востребованных в стране специалистов. Я так понимаю, что со следующего учебного года и этот механизм заработает. Потому что норматив по количеству студентов на душу населения сокращается.
Климов:
- У нас есть требования законодательные по численности студентов, которые обучаются на бесплатной основе в высших учебных заведениях. Это было 140 студентов на 10 тысяч населения. То есть законом эти гарантии прописаны, и они будут неукоснительно выполняться министерством и всеми, кто имеет к этому отношение.
Да, вы совершенно справедливо заметили, что у нас принято новое постановление о распределении контрольных цифр приема, а на простом языке это бюджетные места. Мы серьезно планируем менять нормативную базу и правила проведения конкурса (это всегда конкурсная основа, конкурс между вузами). В этом году мы хотим сделать определенные движения в направлении формирования этой системы по регионам. Мы совместно с руководством регионов формируем требования на подготовку кадров. И дальше те образовательные учреждения, которые, с одной стороны, имеют право учить, они аккредитованы и выдают государственные дипломы по итогам обучения, а с другой стороны, они участвовали в мониторинге и показали себя достаточно успешными с точки зрения показателей. Не только тех 5, которые мы используем, для того чтобы оценить, какой вуз имеет признаки неэффективности, а какой не имеет, но и другие показатели учитываем. Будем распределять эти бесплатные места на конкурсной основе между вузами. Хочу заметить, что с прошлого года у нас не только государственные вузы участвуют в обучении студентов-бюджетников, но еще и негосударственные вузы. И мы считаем, что это правильно. Потому что мы не делим вузы на государственные и негосударственные, когда обсуждаем, кто должен учить бесплатных студентов. Мы делим вузы на те, которые являются более успешными или менее успешными. Я ни в коей мере не хочу утверждать, что все негосударственные вузы плохие, это неправда. У нас есть масса сильных вузов. Но при этом я хочу сказать, что у нас сейчас 120 негосударственных вузов приняли участие в добровольном мониторинге. То есть они, так же как и государственные вузы, предоставили всю информацию, и я считаю, что это есть определенный признак того, что эти вузы готовы открываться для общества и готовы показывать всем, какой потенциал есть у них. И только при условии их участия в мониторинге они смогут принимать участие в конкурсе на обучение бесплатных студентов.
Милкус:
- Правильно ли я понял, что теперь количество бюджетных мест в вузах будет существенно сокращаться? В прошлом году, насколько я помню, было около 420 тысяч бюджетных мест в вузах страны. Будут ли соотносимые цифры в следующем учебном году?
Климов:
- Я бы говорил здесь не о сокращении, я бы говорил о коррекции структуры по направлениям и специальностям обучения. Мы последние годы двигались в направлении сокращения бесплатных мест по тем направлениям обучения, где у нас рынок труда насыщен. Я говорю об экономистах, юристах, менеджерах. У нас практически каждый вуз в РФ готовит специалистов по этим трем направлениям. При этом качество подготовки зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, у нас есть определенная Указом президента необходимость формирования 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест. И коллеги, которые занимаются в Министерстве труда этими вопросами, они соответствующие программы начали реализовывать. Мне кажется, что нам нужно ориентироваться на эти новые рабочие места. Потому что мы понимаем, что через 6 лет, когда те абитуриенты, которые в следующем году придут учиться в вузы, выйдут на рынок труда, эти места будут. Нужно, чтобы эти места заполнялись квалифицированными выпускниками.
Милкус:
- Правильно ли я понял, что резкого сокращения бюджетных мест в следующем учебном году для вузов не будет?
Климов:
- Этого не предполагается, и это невозможно в силу закона, который предписывает нам, что 140 мест на 10 тысяч населения должно существовать.
Милкус:
- В прошлом году, по-моему, было гораздо больше.
Климов:
- Определенное перераспределение с точки зрения структуры происходило. То есть мы сокращали постепенно количество бесплатных мест по направлениям обучения вышеназванных специальностей.
Милкус:
- Еще один миф. Все время говорят о том, что нужно сокращать места экономистов, юристов, менеджеров – их у нас много. Происходит перераспределение в сторону инженерных специальностей, естественнонаучных специальностей и т.д. Неужели вы всерьез предполагаете, что у нас техническое образование хорошее, что у нас инженеры готовятся прекрасные, что надо туда вкачивать деньги?
Климов:
- Мы считаем, что нужно любое образование делать более качественным. То, что мы уменьшаем количество бюджетных мест по направлениям «экономика», «юриспруденция» и «менеджмент», не означает, что нам надо хуже готовить экономистов, юристов и менеджеров. Нам нужны высококлассные экономисты, юристы и менеджеры.
Милкус:
- Если мы говорим, что нам нужно больше инженеров и т.д., сначала нужно, наверное, поднять это направление. Инженерные вузы слабенькие, учат по технологиям 20-летней давности, выпускают специалистов, не очень востребованных на производстве.
Климов:
- Знаете, я бы здесь не обобщал. Я бы сказал, что разных выпускают. Вот возьмем, например, национальные исследовательские университеты. Мы достаточно внимания уделяли в системе образования национальным исследовательским университетам, федеральным университетам. Я бы сказал, что те выпускники, которые прошли обучение в национальных исследовательских университетах и федеральных университетах, они имеют достаточно высокую квалификацию, достаточно востребованы. Я бы не идеализировал ситуацию, но движение в правильном направлении. Обратите внимание, что по итогам мониторинга технические и технологические вузы достаточно неплохо выглядят. Ни один федеральный, национальный исследовательский университет не попал в зону риска. Это говорит о том, что та работа, которая проводилась в последние годы, дает свои результаты. И я думаю, что те усилия, которые сейчас министерство предпринимает с точки зрения и вопросов взаимодействия с работодателями, и те положения, которые прописаны в новом законе по базовым кафедрам, по формированию стратегии вузов, по формированию попечительских советов, новых подходов к целевой подготовке, они, мне кажется, в дальнейшем также будут способствовать повышению качества инженерного образования.
Милкус:
- Если государство вкладывает деньги в подготовку специалистов, тем более у нас действительно нехватка инженерных кадров, хороших педагогов, медперсонала, особенно на селе, почему, как в советское время, не сказать: ребята, мы заплатили за ваше обучение немаленькие деньги, вы сначала отработайте 3-5 лет, а потом будете выстраивать свою карьеру в зависимости от того, что вы отдали долг государству.
Климов:
- Знаете, я учился в советские времена в вузе, и у нас было распределение. Я вам скажу так, что все мои коллеги, с которыми я учился, одногруппники, не отработали положенного времени и по разным основаниям вернулись туда, где они хотели работать. То есть даже в советские времена, когда достаточно жесткая была регламентация, находили миллион причин, для того чтобы не отрабатывать те сроки, которые были определены им законодательством.
Мне кажется, что инструменты принуждения всегда дороже и менее эффективны, чем инструменты, которые формируют заинтересованность людей к тому, чтобы пойти работать на то или иное предприятие. Есть хороший пример – Первоуральский колледж. Абсолютно уникальное учебное заведение среднего профессионального образования. В него вложено порядка миллиарда средств, и подавляющая часть этих средств это средства бизнеса. Так вот, несмотря на то, что на подготовку каждого студента тратится предприятием 1,5 миллиона рублей, у них нет никаких договоров, они не подписывают договора с обучающимися. При этом не было еще ни одного случая, чтобы выпускник не захотел работать на этом предприятии. Потому что когда люди видят, какие средства вкладываются в развитие материальной базы обучения, когда производство современное, высокотехнологичное, то их не надо заставлять идти на это производство, они сами туда идут.
Милкус:
- Попробую суммировать то, о чем мы говорили. Список вузов с признаками неэффективности есть, но вузы закрывать не будут, если ребята планировали туда поступать, они могут поступать. Но нужно смотреть по количеству бюджетных мест. Количество бюджетных мест может быть изменено. Если вы ориентируетесь на количество бюджетных мест прошлого года, то лучше этого не делать, потому что могут быть подвижки в сторону тех специальностей, которые более успешны и более востребованы экономикой. Правильно я понял?
Климов:
- Да, правильно.
Милкус:
- Это главный совет тем, кто после окончания этого учебного года собирается поступать в вузы. То есть никаких кардинальных революционных изменений не будет. Изменения будут, но они будут происходить постепенно, в зависимости от того, насколько вузы готовы меняться в соответствии с велением времени.
Климов:
- Вы совершенно правы.
www.kp.ru/radio/stenography/53390
Отзывы и комментарии
< Предыдущая | Следующая > |
---|