Кибербуллинг – это термин, подразумевающий различные формы преследования с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может появляться везде в режиме on-line посредством социальных сетей, видео и фото файлообменников, блогов, электронной почты и систем мгновенных сообщений, а также через СМС и ММС общение.
Проблема заключается в том, что кибербуллинг практикуется в цифровом пространстве, где нет ни одного взрослого, на которого можно было бы возложить ответственность. Во многих случаях жертва знает обидчика, но кибербуллером может оказаться и совершенно посторонний человек.
Наиболее распространенные виды кибербуллинга:
Клевета. Распространение оскорбительной, унизительной и неправдивой информации on-line с целью подорвать репутацию жертвы.
Отчуждение (изоляция). Исключение из виртуальной группы – считается косвенным видом кибербуллинга.
Флейминг. Перепалка в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в интернете.
Хеппислепинг (от англ. Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение). Физическое нападение, избиение человека, в то время как обидчики снимают это на видео или фотографируют, чтобы впоследствии разместить материалы в интернете.
Нападки. Повторяющиеся обидные и оскорбительные сообщения.
Самозванство. Преследователь притворяется жертвой и от его или ее имени рассылает сообщения или распространяет информацию с целью уничтожения репутации жертвы.
Текстовые войны/нападения. Травля, преследование жертвы посредством большого количества оскорбительных СМС-сообщений или электронных писем.
Обман. Получение и распространение конфиденциальной информации, личной переписки или фотографий и публикация их в интернете.
С кибербуллингом сталкивается каждый четвертый ребенок в возрасте от 12 до 17 лет. Последствия могут быть крайне серьезными: замкнутость, плохая успеваемость в школе, депрессия, агрессия или даже попытки нанести себе вред.
Вовремя оказанная родительская поддержка и диалог могут помочь в борьбе с последствиями травли. В первую очередь необходимо, чтобы как можно больше родителей знали, как заметить первые признаки онлайн-травли и как реагировать на эту проблему.
Эксперт по киберпсихологии Кейрон Маллен советует: «Онлайн-травля - это комплексная проблема, и она требует многостороннего подхода. Очень важно знать, что делать для поддержки ребенка. Прежде всего нужно помнить про практические приемы, которые помогут ему справиться с худшими моментами травли, и ни в коем случае не предпринимать шаги, которые могут только навредить, даже если за ними стоят благие намерения. При этом не стоит забывать и про главные цели -обретение ребенком спокойствия и получение им ценного опыта решения социальных проблем без вреда для своего душевного равновесия. Но первым делом родитель должен обрести доверие своего ребенка, чтобы тот смог разделить с ним свое горе и вместе найти выход из сложившейся ситуации».
Несмотря на то, что интернет - это виртуальная сеть, в ней есть угрозы, от которых не защититься одними компьютерными технологиями. К сожалению, некоторые вещи нельзя ни остановить, ни запретить, и кибербуллинг - одна из них. Но если ребенка нельзя полностью оградить от этой угрозы, это не значит, что ему нельзя помочь. В сотрудничестве с детскими психологами со всего мира blog.kaspersky.ru составил ряд рекомендаций родителям, как вести себя, если ребенок стал жертвой интернет-травли.
- Прежде всего нужно объяснить ребенку, что он вам дорог, что вы его принимаете таким, какой бы он ни был, и волнуетесь о нем. Сейчас ему особенно важно знать: что бы ни произошло, что бы он ни натворил, вы все равно будете рядом с ним и на его стороне.
- Не стоит смягчать инцидент, не надо говорить, что бывают вещи и страшнее, потому что сейчас для ребенка нет ничего хуже того, что произошло. Будучи в состоянии стресса, он не может философски посмотреть на проблему, поэтому дайте ему знать, что вы прекрасно понимаете, насколько серьезна его ситуация, насколько его боль оправдана.
- Рациональной логикой в данном случае сложно чего-то добиться: нельзя спорить, нельзя говорить: «Но ведь ты тоже был неправ, что так поступил, - ты же их сам спровоцировал». Даже если это так, это лишь возведет стену между вами и ребенком, который утвердится во мнении, что «взрослые не понимают». Избегайте двойных стандартов: если вы заверили ребенка в том, что вы на его стороне, следуйте этому до конца.
- Ребенку важно знать, что вы чувствуете то же, что чувствует он. Расскажите, что проходили через подобное, - да, в вашем детстве не было интернета, но вы были в его возрасте, вас обижали, вам тоже было плохо. При этом не надо сравнивать его боль со своей, не надо говорить, что вам было еще хуже. Даже если вы в свое время нашли в себе силы и справились самостоятельно, не стоит заострять на этом внимание - лучше скажите, что в тот момент вам очень хотелось, чтобы кто-нибудь вас поддержал.
- Лишь завоевав доверие ребенка, можно обсудить детали инцидента. Не делайте упреждающих догадок - пускай ребенок расскажет все сам, ему очень важно выговориться. Доверительный разговор в самом начале во многом и есть решение, которое позволит избежать множества негативных последствий для неокрепшей детской психики.
Отзывы и комментарии
< Предыдущая | Следующая > |
---|