Информатизация и образование

Высшее образование - Информационная поддержка: новости ГИА и ЕГЭ, электронное обучение, библиотеки, программное обеспечение и борьба с плагиатом

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию

В 2019 году состоятся первые командные соревнования по программированию в рамках «Высшей пробы», к участию в которых приглашаются начинающие спортивные программисты, начавшие изучать  программирование за 1-2 года  до соревнований.

 

История командных олимпиад по программированию началась со студенческих соревнований ACM ICPC в США в 1977 году. В 1996 году отборочный этап ACM ICPC впервые прошёл в России, а с 2000 года стала проводиться Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию по правилам, аналогичным студенческим соревнованиям. Командные соревнования — наиболее захватывающий и зрелищный вид состязаний по спортивному программированию. Участники, болельщики и тренеры испытывают неподдельный азарт, а работа в команде позволяет совместными усилиями решать задачи, решение которых в одиночку было бы практически невозможным.

 

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7-10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

Регламент 

Материалы для подготовки

 

Для кого олимпиада?

Олимпиада рассчитана на школьников, которые имеют начальные навыки решения алгоритмических задач, программирования и лишь недавно начали заниматься олимпиадным программированием. В этом отличие «Высшей пробы» от других олимпиад школьников по программированию, где требуется более серьезная подготовка.

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек. Распределение ролевых функций между членами команды неформальное, то есть задачи могут решаться коллективно или распределяться между членами команды. Профессиональная деятельность в сфере разработки обычно организована именно так. Члены команды могут учиться в разных школах, разных классах и даже жить в разных городах.

Очевидно, интерес к олимпиаде проявят, в первую очередь, команды из школ, где уделяют внимание изучению информатики на профильном уровне, где детей ориентируют на участие в олимпиадах по информатике. Наверняка олимпиада заинтересует и учеников физико-математических школ. При этом организаторы олимпиады подчеркивают, что состязание открыто для всех.

«Возможно, для многих ребят «Высшая проба» станет первым опытом участия в командных соревнованиях и олимпиадах по информатике, —  говорит директор Центра студенческих олимпиад Михаил Густокашин.

—Мы надеемся, что командное соревнование сможет увлечь их и дать мотивацию заниматься программированием. Нам бы хотелось, чтобы на соревнованиях была настоящая атмосфера праздника, а не ощущение очередного стрессового экзамена».

 

Два этапа

Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года. Зарегистрировавшись, команда получит онлайн доступ к задачам квалификационного этапа.

Регистрация и возможность решить задачи квалификационного этапа будут закрыты 25 марта.

Чтобы пройти «квалификацию», команда должна решить две задачи из трех предложенных. Отборочным этот этап можно назвать с большой долей условности, поскольку он скорее представляет собой проверку базовых знаний программирования. При этом входной порог достаточно высок: хорошо программировать учат далеко не во всех школах.

Основной этап олимпиады пройдет 14 апреля 2019 года.

Участников очных состязаний готовы принять Москва (100 и более команд), Липецк и Самара (по 20-30 команд).

Город участия в основном этапе команда должна указать при регистрации.

На основном этапе каждая команда получит один компьютер, от 10 до 12 алгоритмических задач и 4 часа на их решение.

Решение задачи — это программа, составленная на одном из допустимых языков программирования. Через систему проведения состязаний команда отправляет решения на автоматическую проверку. Задача считается решенной, если программа проходит все тесты, разработанные жюри, причем результат проверки виден сразу, во время состязаний. Можно сделать несколько попыток, но за каждую попытку назначается  штрафное время. Чем больше решено задач и чем меньше штрафное время, тем выше рейтинг команды, тем ближе она к победе.

Имена победителей и призеров олимпиады будут объявлены в день проведения основного этапа сразу после его завершения.

 

Что ждет победителей за победу в олимпиаде?

Победители и призёры олимпиады, помимо памятных призов и подарков от Вышки и спонсоров, получат преференции при поступлении на бакалаврские программы факультета компьютерных наук «Программная инженерия» и «Прикладная математика и информатика»: победители — 5 баллов за индивидуальные достижения дополнительно к результатам ЕГЭ, а призеры — 4 балла.

Считается, что все члены команды вносят равный вклад в формирование общего результата, поэтому по результатам соревнований каждый в команде получит одинаковые призы и привилегии.

 

Темы:

  • Тема 1. Целочисленная арифметика. Арифметические операции (умножение, деление, остатки, сложение, вычитание). Битовые операции и работа с отдельными битами.
  • Тема 2. Условный оператор. Ветвления, конструкции if-else и if else-if, выбор из многих вариантов.
  • Тема 3. Вещественная арифметика. Арифметические операции с вещественными числами. Точность. Округления.
  • Тема 4. Операторы цикла. Операторы цикла for, while, do … while. Операторы break и continue.
  • Тема 5. Массивы. Одномерные и многомерные массивы. Динамическое выделение памяти. Ввод и вывод массивов.
  • Тема 6. Процедуры и функции. Локальные и глобальные переменные. Передача параметров по значению и по ссылке. Рекурсия.
  • Тема 7. Работа со строками. Стандартные функции для обработки строк. Конечные автоматы.
  • Тема 8. Арифметические алгоритмы. НОД и НОК, системы счисления, длинная арифметика, простые числа и разложение на делители, остатки, быстрое возведение в степень.
  • Тема 9. Алгоритмы поиска. Линейный поиск, двоичный поиск, поиск подстроки в строке, два указателя.
  • Тема 10. Алгоритмы сортировки. Сортировка подсчетом, сортировка выбором, сортировка пузырьком, применение встроенных сортировок.
  • Тема 11. Перебор и методы его оптимизации. Полный перебор, связь с задачами о системе счисления. Рекурсивный перебор и методы его оптимизации.
  • Тема 12. Динамическое программирование. Рекуррентные последовательности, простое динамическое программирование.
  • Тема 13. Жадный алгоритм. Области применения и стандартные задачи, решаемые жадным алгоритмом. Доказательство применимости.

 

 Примечание.

Олимпиада не входит в основной Перечень олимпиад школьников на 2018/19 год. 

Отзывы и комментарии

blog comments powered by Disqus


Похожие статьи:
Следующие статьи:

Добавить комментарий


You are here: Новости Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию