Информатизация и образование

Высшее образование - Информационная поддержка: новости ГИА и ЕГЭ, электронное обучение, библиотеки, программное обеспечение и борьба с плагиатом

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ограничение использования мобильных телефонов для учеников в школах с 2019 года

Опубликованы рекомендации по использованию мобильных телефонов в школе, подготовленные Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзором и Российской академией образования. В документе предлагается ограничить использование личных смартфонов "с целью профилактики возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса". В частности, при входе в школу абсолютно всем участникам образовательного процесса - то есть и детям, и учителям - рекомендуется переводить гаджеты в режим "без звука". Кроме того, предлагается ввести ограничение мобильных телефонов для учеников во время уроков.

Для этого школы могут предусмотреть специальные места хранения гаджетов. Также нужно будет согласовать способы коммуникации родителей с детьми.

Однако это не строгий запрет, а именно рекомендации. То есть решение остается за школой.

- Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта, а также по итогам опроса общественного мнения. 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных школьниками во время уроков, - рассказали "РГ" в министерстве просвещения. - Около трех четвертей опрошенных считают, что и педагоги должны ограничить использование сотового телефона в личных целях в школе в присутствии учеников.

При этом ограничение не будет распространяться на детей, нуждающихся в разных гаджетах по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете).

Почему в этом возникла необходимость? Международный опыт показал: длительное использование гаджетов может привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания школьников.

В течение года Роспотребнадзор проведет мониторинг состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств, а Рособрнадзор вместе с Российской академией образования - мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.   Рекомендации по официальным каналам будут направлены в регионы до первого сентября.


С.С. Кравцов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

2019

Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

1. Разработаны:

  • Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В.); Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.), Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.);
  • Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.);
  • Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.);
  • ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А., Малых С.Б.);
  • ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (Шпагина Л.А.);
  • ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова Н.Б.).

Методические рекомендации (далее - Методические рекомендации)

1. Общие положения

Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее-образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.

2. Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено. С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия). Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде.

3. Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

  • рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;
  • проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышенияквалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;
  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;
  • предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
  • информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;
  • предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);
  • ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса;
  • учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной связи обучающихся;
  • проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы (педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
  • обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
  • определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;
  • использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости -использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
  • осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;
  • распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).

 

Приложение 1

Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей

Исследователи

Отрицательные эффекты

Burnett and Lee, 2005

Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты

Day J.J et al., 2007

Формирование психологической зависимости

Ophir et al., 2009

Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи

Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S., et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017

Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства    сна,    нарушения    коммуникативных

способностей, склонность к депрессивным состояниям

PandaN. et al., 2010

Нарушения фонематического восприятия

Sparrow et al., 2011

Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна

Lu M. et al., 2012

L. Hardell et al., 2013

Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва

Ralph et al., 2013

Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания

Thornton et al., 2014

«Простое присутствие» сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями

Lepp et al., 2014

Положительная   корреляция   между   использованием

смартфона и беспокойством

Owens, J.A. et al., 2014

Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость

Stothart et al., 2015

При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по    мобильному    телефону    вызывают    сбои

в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона

Barr et al., 2015

Большее использования смартфона коррелирует с более интуитивным и менее аналитическим мышлением

Moisala et al., 2016; Lepp A et al, 2015;

Beland L.-P., 2015

При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости

Cain et al., 2016

Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов Большое количество зрителей очень ценят ролики, снятые в жестком режиме, что также завораживает своим замысловатым сюжетом. На сайте вы найдете значительное число таких работ. Поэтому смотрите жесткое порно на сайте и получайте много острых впечатлений от шикарного секса перед объективом камеры. Такие работы понравятся ценителям стремительного секса в самых разных ракурсах и местах с партнерами.

Приложение 2

Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи

  • Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
  • Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
  • Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
  • Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
  • Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Отзывы и комментарии

blog comments powered by Disqus


Похожие статьи:
Следующие статьи:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

You are here: Новости Ограничение использования мобильных телефонов для учеников в школах с 2019 года