В Россию может вернуться обязательное распределение выпускников вузов. Студентов бюджетных отделений могут обязать отрабатывать дипломы в органах власти, госкомпаниях и государственных организациях. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.
На выбор дается несколько вариантов отработки - в федеральном государственном органе, органе региональной государственной власти субъекта, органе местного самоуправления, государственном (муниципальном) учреждении, унитарном предприятии, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственном обществе, в уставном капитале которого присутствует не менее 50% государственных или региональных денег. Тем, кто учился по программам бакалавриата, трудиться придется не менее четырех лет, по программам специалитета - не менее пяти, по программам магистратуры - не менее шести лет. Отказавшимся работать на государство придется возместить бюджету затраты на свое обучение и меры социальной поддержки, полученные в годы студенчества.
Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов объясняет свою законодательную инициативу тем, что довольно много выпускников высших учебных заведений не могут найти работу по своей специальности в течение трех и более лет с момента окончания вуза. Он рассчитывает на то, что изменения в закон об образовании позволит "гражданским" министерствам планировать заказ на специалистов так, как сегодня это делают силовые ведомства - минобороны, МЧС, МВД, ФСБ и ФСО. Вострецов напомнил о том, что Минтруд только сейчас предлагает создать систему наблюдения за трудоустройством выпускников вузов через страховые взносы, и как она будет работать и будет ли работать вообще, никто не знает.
Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович со своей стороны уверен в том, что в рыночной экономике подобная система в чистом виде невозможна, поскольку она нарушает весь принцип свободного перемещения и выбора, когда у работодателей есть возможность подобрать те кадры, которые именно им нужны, а у выпускников - кардинально поменять свою жизнь. При этом он согласен с необходимостью более тщательного соотнесения числа выпускников по тем или иным специальностям с потребностями экономики.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в статью 54, статью 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Статья 1.
Статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ дополнить частью 11 следующего содержания:
Гражданин, поступивший на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, после обучения обязан проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении (федеральном государственном органе, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, государственном (муниципальном) учреждении, унитарном предприятии, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственном обществе, в уставном капитале которого присутствует не менее 50% доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), не менее четырех лет, если обучение проходило по программам бакалавриата, не менее пяти лет, если обучение проходило по программам специалитета, не менее шести лет, если обучение проходило по программам магистратуры.
Статья 2.
Статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ дополнить частью 12 следующего содержания:
Гражданин, не исполнивший обязательств, проработать по полученному образованию и квалификации в государственном учреждении указанном в части 11 настоящей статьи, обязан возместить в полном объеме в федеральный бюджет, расходы связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и затрат на обучение по образовательным программам высшего образования, по которым он получил образование и квалификацию.
Статья 3.
Часть 2 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ изложить в следующей редакции:
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения студентов в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации по образовательным программам высшего образования из расчета государственной потребности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий.
Государственная потребность формируется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом гарантированного трудоустройства граждан обученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Заявители от субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей направившие заявки в Министерство образования и науки Российской Федерации о потребности в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан обученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по таким заявкам.
Президент
Российской Федерации В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статью 54, статью 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
По информации Росстата, по данным выборочного наблюдения трудоустройства выпускников образовательных организаций в 2016 году, выпускники образовательных организаций 2010–2015 гг. выпуска имели следующие трудности при попытке трудоустройства:
- высшее по программам подготовки кадров высшей квалификации 65%, отсутствие опыта работы (стажа) 52,6%, низкий уровень заработной платы 31%, отсутствие подходящих рабочих мест 25,9. не смогли найти работу по полученной профессии (специальности) 11,5%;
- высшее по программам специалитета, магистратуры 75,5%, отсутствие опыта работы (стажа) 53%, низкий уровень заработной платы 33%, отсутствие подходящих рабочих мест 23,9%, не смогли найти работу по полученной профессии (специальности) 15,7%.
Таким образом, получается, что в настоящее время имеется довольно большой процент выпускников высших учебных заведений имеющих дипломы специалистов в той или иной отрасли, но не сумевших трудоустроиться по своей специальности в течение трех и более лет с момента окончания ВУЗа.
Как показывают данные Росстата, основным показателем является, то, что больше половины выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться из-за отсутствия опыта работы. Второй показатель, это не соответствие заработной платы ожиданиям выпускников, третий это отсутствие подходящих рабочих мест, и последний показатель это, то, что выпускники не смогли найти работу по полученной профессии, так как ее просто нет.
Первоочередная проблема отсутствия опыта работы и стажа, на сегодняшний день является одним из оснований для отказа выпускникам ВУЗа в трудоустройстве, а если нет практики по своей специальности, то нет и возможности получения такого опыта.
Также существует проблема и с прохождением практики студентами, они ее проходят, где возможно эту практику пройти, но только не там, куда пойдут работать и не по своей специальности которую изучают, главное документы о прохождении практики.
Существует проблема трудоустройства выпускниц ВУЗов, особенно неохотно работодатели принимают на работу молодых замужних женщин, не имеющих детей. Так как в последствие работодателю придется отпускать такую сотрудницу в декретный отпуск и нести соответствующие расходы, а после рождения детей, возможны больничные по уходу за ребенком.
Еще одна проблема, это адаптация на рынке труда выпускников ВУЗов, отслуживших в Российской армии сразу после окончания и уволенных в запас после прохождения срочной службы. За период службы выпускники теряют квалификацию по полученной профессии, и даже уже имеющееся место работы. По ряду различных причин молодые специалисты не имеют возможности возобновить свою квалификацию, и в дальнейшем ее теряют, и также не могут трудоустроиться по специальности.
Полагаю, что одним из множества факторов, является ситуация сложившаяся на рынке труда, несоответствие предложения и спроса специалистов на рынке труда, с учетом региональных особенностей. Данная ситуация связана с отсутствие планирования отраслевыми министерствами по гражданским специальностям. Никто не учитывает и не планирует, сколько необходимо выпустить специалистов для каждой отрасли по тем или иным специальностям, чтобы они были обеспечены рабочими местами. Никто не отслеживает, на какую профессию устроился выпускник, работает ли он по своей специальности, на которую учился и т.д. Кроме того, до настоящего времени, данной проблемой никто не занимался, что подтверждается тем, что Минтруд РФ только сейчас предлагает создать систему наблюдения за трудоустройством выпускников вузов через страховые взносы. Как она будет работать, и будет ли работать вообще, никто не знает. Хотя это необходимо было сделать давно.
Полагаю, что в настоящее время в действующем законодательстве существует пробел и отсутствует механизм, регулирующий трудоустройство выпускников высших учебных заведений. В связи с этим полагаю, что принятие данного законопроекта позволит разрешить вышеперечисленные проблемы, и начать решать вопросы по трудоустройству выпускников ВУЗов.
В случае внесения изменений в закон об образовании появится основание, которое заставит министерства образования, здравоохранения, культуры, промышленности, труда, регионального развития и другие, начинать планировать государственный заказ на специалистов своих отраслей, также как сегодня это делает Минобороны, МЧС, МВД, службы ФСБ и ФСО.
Сотрудничество работодателей и вузов необходимо, чтобы сократить безработицу среди выпускников. Организации должны подавать заявки по своей отрасли на тех специалистов, которые им необходимы, обеспечивать студентам производственную практику по обучаемой специальности, а взамен, получать высококвалифицированных специалистов. Так как, гражданин знающий, что после окончания ВУЗа будет трудоустроен, начнет стремиться стать высококвалифицированным специалистом и будет в этом заинтересован.
Более того, подобные законы уже приняты и действуют в некоторых субъектах РФ, например Закон Челябинской области от 27 августа 2009 г. № 457-ЗО «О содействии занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Челябинской области».
Таким образом, полагаю, что государство и работодатели будут заинтересованы, если гражданину его обучение будет оплачивать государство, а работодатель обязан будет предоставить место работы, на котором выпускник должен будет отработать не менее 4-6 лет. В случае же, если гражданин, не трудоустроится в такое учреждение, то будет обязан возместить в полном объеме государству расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и обучения.
Отзывы и комментарии
< Предыдущая | Следующая > |
---|