25 августа председатель правительства РФ В.Путин утвердил перечень критических для Росийской Федерации технологий. В перечень включены 35 технологий, имеющих важное социально- экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства. В частности, в перечне поименованы технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, технологии производства программного обеспечения, технологии распределенных вычислений и систем, технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления, технологии создания электронной компонентной базы: Биоинформационные технологии Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств Клеточные технологии Нанотехнологии и технологии создания наноматериалов Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом Технологии биоинженерии Технологии водородной энергетики Технологии механотроники и создания микросистемной техники Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы Технологии новых и возобновляемых источников энергии Технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов Технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники Технологии производства программного обеспечения Технологии производства топлив и энергии из органического сырья Технологии распределенных вычислений и систем Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф Технологии создания биосовместимых материалов Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов Технологии создания и обработки кристаллических материалов Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров Технологии создания новых видов транспортных систем и управления ими Технологии создания мембран и каталитических систем Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники Технологии создания электронной компонентной базы Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых
На первом заседании Совета по развитию информационного общества в РФ Дмитрий Медведев сказал, что по его мнению мировой финансовый кризис может положительно сказаться на развитии Всемирной паутины: доступное и дешевое общение нужно всем. Он напомнил, что в период Великой депрессии в США возросла популярность кинематографа. "Но тогда не было Интернета, который, как глобальная система, позволяет людям общаться, и общаться достаточно дешево", - сказал Президент.
Медведев призвал проводить Интернет в школы, обучать преподавателей новым технологиям, переводить школы на свободное ПО, создать интернет-центры для детей-инвалидов, перевести в цифровой вид медицинский учёт, социальные карты и всё остальное.
"Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество", – сказал он и добавил, что именно в этом заключается основная задача Совета по развитию информационного общества в РФ.
В. В. Путин подписал 25 июня сего года распоряжение, содержание которого вызовет эйфорию у любого, кто успел постоять в очередях в ФМС, ГАИ, налоговую и т.д.
Текст включает два коротких пункта:
1. Утвердить прилагаемый перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде).
2. Федеральным органам исполнительной власти принять меры по созданию условий для осуществления начиная с 2011 года государственных услуг и (или) функций в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим распоряжением.
и приложение, содержащее более подробные сведения. Ниже приведена выдержка из документа:
Государственные услуги и (или) функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановке на налоговый учет, получению выписок из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, взаимодействию с налогоплательщиками, уплате налогов и сборов Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, уплата платежей, получение итогового документа Учет организаций и физических лиц, ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков и предоставление в установленном порядке содержащихся в нем сведений подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, уплата платежей (при необходимости), получение итогового документа
Государственные услуги по постановке на учет и снятию с учета автотранспортных средств, уплате и администрированию штрафов за нарушение Правил дорожного движения Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, в котором предоставляется возможность выбора места и времени для совершения необходимых регистрационных действий, уплата государственной пошлины Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения получение гражданами через сеть Интернет информации о наложенных взысканиях за нарушения Правил дорожного движения, распечатка штрафных квитанций с заполненными реквизитами, уплата штрафов* Прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, в котором предоставляется возможность выбора места и времени для получения услуги, уплата государственной пошлины* Государственный технический осмотр транспортных средств подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, в котором предоставляется возможность выбора места и времени для прохождения государственного технического осмотра, уплата государственной пошлины*
Государственные услуги по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданско-правовой статус, регистрации по месту жительства и месту пребывания, предоставлению адресно-справочной информации Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации подача через сеть Интернет заявления о регистрации по месту пребывания и месту жительства с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, получение регистрации по месту пребывания или месту жительства с приложенными электронными документами Оформление, выдача, замена и учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации, иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации подача через сеть Интернет заявления о выдаче, замене паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, получение приглашения для получения паспорта, уплата платежей*
Поручение внушает оптимизм… Осталось ввести над ним общественный контроль, что бы оно было доведено до ума и на выходе был в том числе результат, а не дачи, машины и т.п.
Повторю ссылку на поручение: Распоряжение от 25 июня 2009 г. № 872-р
В. В. Путин подписал 25 июня сего года распоряжение, содержание которого вызовет эйфорию у любого, кто успел постоять в очередях в ФМС, ГАИ, налоговую и т.д.
Да? Эйфорию? :lol: Вспомним Что стало с "Электронной Россией". Было обещано к 2009 году. И где оно? Полный провал! Продолжаем стоять в тех же очередях.
глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев заявил, что в 2010 году россияне смогут получить более 300 государственных услуг на едином Интернет-ресурсе gosuslugi.ru.
Впрочем, пока что на нем доступна только одна услуга — информационная: открыв этот сайт, можно узнать, что на нем будет находиться более 1000 документов, и они станут доступны 31 декабря 2009 года. Среди этих документов — бланки и информация для получения паспортов, соцпомощи, пенсий, путевок. Также будет информация о налогах: транспортном, земельном, имущественном. Можно будет узнать о штрафах ГИБДД, наложенных на автомобилистов.
Когда сайт заработает, пообещал Игорь Щеголев, россияне будут избавлены от бюрократии и поборов. «Очевидно, что предстоит одновременно решать немало задач — от повышения количества и функциональности электронных госуслуг до предоставления доступа в интернет на всей территории страны», — отметил сложность задачи министр.
После того как эта часть работы будет выполнена, ряд госуслуг также переведут в онлайн-формат. Как прогнозирует министр связи, на это потребуется еще 3-4 года.
Как Россию заменили правительством
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия», которая посвящена внедрению «электронного правительства», была разработана восемь лет назад, однако все это время ее реализация шла ни шатко ни валко.
В течение последних шести лет на нее было выделено порядка 16 млрд рублей, однако в мае нынешнего года премьер-министр Владимир Путин назвал вложения в «Электронную Россию» неэффективными, тем более что из-за необходимости проведения широкого спектра работ и несовершенства законодательной базы госуслуги в электронной форме не предоставляются.
Более 75% Интернет-ресурсов органов исполнительной власти не продвинулись дальше предоставления информации о госуслугах.
Однако с 2011 года программу «Электронная Россия» заменит программа «Электронное правительство». В следующем году на «электронное правительство» будет потрачено до 1,2 млрд рублей.
Реализация проекта «Электронное правительство» предполагает пять этапов. Начнется все с создания реестра государственных и муниципальных услуг, за что отвечает Минэкономразвития. Одновременно Минкомсвязи должно обеспечить функционирование портала госуслуг, который разрабатывается «Ростелекомом». На конечном этапе предполагается полное предоставление госуслуг в электронном виде.
При этом в перечень таких госуслуг вошли наиболее востребованные по классификации ЕС: взаимодействие граждан с такими структурами, как ГИБДД, Федеральная миграционная служба (ФМС), Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд России (ПФР), Росреестр.
Как переучли европейский опыт
Несмотря на то, что «электронное правительство» разрабатывается с оглядкой на Европу, стоит отметить, что в развитых странах под электронным правительством понимается не только реорганизация уже существующих отношений с административными структурами, но и трансформация самих принципов организации управления государством. При этом самым важным критерием является удовлетворение потребностей граждан при помощи повышения эффективности работы госструктур.
Таким образом, российская программа направлена по большей части на модернизацию самих государственных структур через информационные технологии. То есть то, что в зарубежных программах является средством, в российской программе — ожидаемый результат.
По словам председателя совета Института развития свободы информации (ИРСИ) Ивана Павлова, отчасти так происходит из-за закрытости российской власти, отчасти из-за коррупции. В Санкт-Петербурге ИРСИ фактически через суд добивался открытия сайтов федеральных органов исполнительной власти.
В 2008 году специалисты ИРСИ, проводя масштабное исследование для «Национального доклада о свободе информации в России», выяснили, что сайты органов государственной власти предоставляют лишь четверть объема информации, предписанного российским законодательством. То же исследование показало, что россияне недовольны уровнем информированности о деятельности госорганов. Из 1,5 тысячи опрошенных исследователями респондентов лишь 11,1 % считают, что их право на доступ к информации от органов государственной власти соблюдается. При этом большинство опрошенных сотрудников органов государственной власти уверены, что проблемы доступа к информации в России не существует.
По данным другого исследования на эту же тему, проведенного в прошлом году Online Market Intelligence (OMI), у 90% опрошенных респондентов есть необходимость общаться с властью с помощью Интернета. В опросе принимали участие 510 жителей городов-миллионников (средний возраст — 35 лет), которые указали, что среди госструктур, с которыми онлайн-общение необходимо, но не получается, — сектор ЖКХ (61%), ГИБДД (41%), мэрия (34,7%), органы внутренних дел (32%) и суды (29,6%). 34% респондентов пытались добиться обратной связи от органов власти, обращаясь на их сайты, и 58% из них оказались хотя бы отчасти удовлетворены результатом.
Другая проблема сайтов госструктур, по мнению Ивана Павлова, заключается в том, что госструктуры нередко устанавливают неадекватную плату за доступ к информации. Например, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое обладает фондом технических регламентов и стандартов, долгое время, говорит представитель ИРСИ, просто торговало этой информацией. Чтобы оснастить один компьютер этой базой данных, нужно было заплатить 220 тысяч рублей, а чтобы обновить информацию — 10% от этой стоимости. И таких примеров масса.
И даже судебные решения не особенно влияют на реальную ситуацию. «После того как суд обязал их публиковать информацию, они стали выкладывать многостраничные документы национальных стандартов постранично и в графическом редакторе», — поясняет Иван Павлов.
Когда Большой мошенник страшнее Большого брата
«Электронное правительство» способно сделать жизнь граждан и компаний проще, а исполнительная власть в теории сможет работать эффективнее, ведь ее представители не будут терять время на «личный прием населения». Плюс к тому государство сможет сократить расходы на содержание соответствующего аппарата.
Вместе с тем реализация проекта связана с рядом проблем, главной из которых является обеспечение информационной безопасности — в первую очередь, разумеется, самих граждан, данные которых могут оказаться у злоумышленников. По словам пресс-секретаря министра связи и массовых коммуникаций РФ Елены Лашкиной, вопросы защиты «электронного правительства» в настоящее прорабатываются.
«Мы собираемся внести такие поправки, которые позволят гражданам при запросе у ведомств сведений общего характера, просто воспользоваться логином и паролем, а также адресом электронной почты. Там же, где будет присутствовать финансовая отчетность, будет необходима более серьезная защита персональных данных, в том числе и с помощью электронной подписи», — рассказывает Елена Лашкина.
Однако, по мнению директора центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елены Матросовой, несмотря на то, что уровень коррупция после внедрения электронного правительства в целом должен будет снизиться, мошенничество останется, и к вопросу информационной безопасности стоит подходить с большим тщанием.
С таким мнением соглашается научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Амосов. Он предупреждает, что помимо утечки персональных данных возможно и хищение идентичности личности. «Допустим, электронное правительство формализовалось в схему, по которой можно документы, удостоверяющие личность, менять через Интернет. Если кто-то завладеет аккаунтом и паролем гражданина, то может выписать новый паспорт, и прежде, чем система сообщит об этом и гражданин успеет отреагировать, этот паспорт будет использован, например, для получения кредита и его последующей обналички. Или, например, будут похищены деньги с пенсионного счета».
На Региональном портале государственных услуг Вы сможете найти информацию об интересующих Вас государственных услугах и узнать, как их получить, - какое учреждение ответственно за их оказание; какие документы от Вас потребуются; куда, когда и к кому можно обратиться для получения услуги; как получить консультацию по ее получению и как, при необходимости, обжаловать результаты ее оказания.
Республиканский кабинет министров рассмотрел План перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В плане содержится 242 государственные и муниципальные услуги федерального проекта «Электронное правительство». Они будут предоставляться в электронном виде с помощью государственной информационной системы Удмуртской Республики «Портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Госуслуги доступны на сайтах http://mfc18.ru и http://www.gosuslugi.ru.
ПФР продолжает совершенствовать систему оказания гражданам и юридическим лицам государственных услуг в электронном виде. Теперь вступить в Программу государственного софинансирования пенсий можно, используя Интернет-портал государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/). Эта услуга доступна для всех зарегистрированных пользователей портала - достаточно зайти в раздел Пенсионного фонда Российской Федерации и заполнить форму заявления о вступлении в Программу. Помимо этого, на сайте самого Пенсионного фонда существует раздел, посвященный Программе государственного софинансирования пенсий, где можно скачать бланк заявления, а также ознакомиться с подробной инструкцией по его заполнению. В том же разделе любой желающий может скачать бланки платежных квитанций для перечисления взносов в рамках Программы с реквизитами региональных отделений Сбербанка.
В ПФР также открыт консультационный call-центр по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель его работы - предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на интересующие вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.
Позвонив по бесплатному круглосуточному телефону 8 800 505-55-55, любой желающий может в деталях узнать, как работает Программа госсофинансирования пенсии, кто и как может в нее вступить, для кого государством созданы особые условия софинансирования и т.д. Помимо физических лиц, операторы call-центра консультируют и работодателей, которые также могут третьей стороной в софинансировании будущих пенсий своих сотрудников
Напомним, что Программа государственного софинансирования пенсии - это уникальная возможность увеличить будущую пенсию при финансовой поддержке государства. Если гражданин перечисляет на накопительную часть своей будущей пенсии от 2 000 до 12 000 руб. в год, государство внесет на его «пенсионный» счет такую же сумму.
Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Рассчитана она на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса. Для участия в Программе необходимо либо лично подать заявление в Пенсионный фонд по месту жительства, либо через своего работодателя, либо через трансферт-агента (к ним относятся организации, с которыми Пенсионный фонд заключил соответствующее соглашение: банки, Почта России и др.). Участникам программы, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин), но не обратились за назначением пенсии и самостоятельно уплачивают средства на накопительную часть своей пенсии, государство увеличивает сумму взноса в 4 раза.
По словам Собянина, уже с 15 июля 10 основных федеральных ведомств будут получать из правительства документы только в электронном виде. С 15 августа эти же ведомства будут отправлять документы в правительство только в электронном виде. В ноябре на безбумажный документ перейдет большинство других федеральных ведомств.
Он отметил, что этот вопрос "являлся всегда камнем преткновения, связанным, в первую очередь, с защитой информации".
Описание унифицированного регионального решения инфраструктуры электронного правительства
Унифицированное региональное решение инфраструктуры электронного правительства (далее - Решение) предназначено для реализации перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечивает:
• создание единой системы приема, регистрации и выдачи необходимых документов организациям и гражданам при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами власти в сети Интернет,
• обеспечение комфортных условий доступа к государственным услугам в режиме «одного окна» для населения и хозяйствующих субъектов при их минимальном участии в процессе предоставления услуг,
• повышение эффективности оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам,
• минимизацию использования бумажного документооборота и подготовку внешних организаций к исключению бумажного документооборота в процессе взаимодействия органов исполнительной власти и внешних организаций при подготовке документов при исполнении государственных услуг, а также между органами исполнительной власти и заявителями.
В рамках Решения осуществлена автоматизация следующих процессов:
• ведение регионального реестра государственных (и муниципальных) функций и услуг,
• прием заявления, формирование и направление запроса на получение услуги,
• первичная проверка состава и надлежащего оформления комплекта правоустанавливающих документов,
• маршрутизация запроса на получение услуги в соответствии с регламентом оказания услуги,
• взаимодействие с информационными системами, получение в электронной форме подтверждений сведений о заявителе в государственных информационных системах,
• мониторинг прохождения запроса на получение услуги, в том числе самостоятельно заявителями,
• контроль сроков обработки запроса на получение услуг.
Решение полностью соответствует требованиям регулирующих документов.
Все компоненты Решения имеют Web-интерфейс. Средствами Решения производится авторизация и аутентификация учетных записей пользователей, а также обеспечение доступа к сервисам.
Решение разработано на платформе Oracle. При этом учитывалась задача по минимизации затрат на закупку лицензий Oracle. Решение в полном составе может успешно функционировать на двухмашинном комплексе.
Общая архитектура Решения представлена на схеме.
Решение состоит из следующих основных компонентов:
• Система межведомственного электронного взаимодействия регионального уровня (СМЭВ);
• Региональный Портал государственных и муниципальных услуг (Портал);
• Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (Реестр);
• Система исполнения регламентов.
Система межведомственного электронного взаимодействия
Целью создания Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) является технологическое обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия за счет повышения надежности, скорости и безопасности межведомственного информационного взаимодействия.
Основная задача СМЭВ - стандартизация работы с внешними информационными ресурсами для получения релевантной (обладающей необходимым статусом) информации для выполнения административных регламентов, ориентированных на предоставление государственных услуг.
Система межведомственного взаимодействия обеспечивает участие в сквозных процессах ранее несвязанных ресурсов, предоставляя транспортную и логическую среду для обмена стандартизованными сообщениями между порталом госуслуг, системой исполнения регламентов и внешними информационными ресурсами.
В качестве транспорта используется система обмена сообщениями, базирующаяся на открытых стандартах. В результате к системе межведомственного взаимодействия могут быть подключены вновь создаваемые приложения, а также существующие приложения, созданные на различных программно-аппаратных платформах.
Использование системы межведомственного взаимодействия в качестве единственного средства предоставления информационных ресурсов для системы исполнения регламентов позволяет «развязать» информационные ресурсы органов исполнительной власти и систему исполнения регламентов. При этом эти два элемента (система исполнения регламентов и информационные ресурсы) могут изменяться независимо. Модификации при этом будут подвергаться только отдельные элементы системы межведомственного взаимодействия -адаптеры к информационным ресурсам.
Наличие централизованно поддерживаемых адаптеров к информационным ресурсам позволяет не разрабатывать заново программный код, обеспечивающий доступность информационных ресурсов, а использовать комбинацию уже имеющихся возможностей -формировать комплексные сервисы, позволяя увеличить скорость автоматизации новых и модифицируемых регламентов.
Система межведомственного взаимодействия за счет унификации интерфейсов обеспечивает централизацию взаимодействия, и, как следствие, повышает степень контроля процессов доступа к информационным ресурсам. Централизация взаимодействия обеспечивает возможность разработки, применения и мониторинга исполнения единых политик безопасности.
К основным задачам, решаемым в рамках СМЭВ, относятся:
• Ведение сервисов, включая их заведение, модификацию, ввод в действие и вывод из действия;
• Ведение перечня потребителей сервисов для дальнейшей аутентификации и авторизации
• Мониторинг текущей работы с сервисами, а именно:
■ Контроль состояния сервисов;
■ Протоколирование взаимодействий потребителей с сервисами (запись сообщений);
■ Мониторинг процесса взаимодействия потребителей с сервисами (контроль успешности, фиксация ошибок, определение времен взаимодействия);
• Маршрутизация поступающих сообщений между порталом, системой исполнения регламентов и информационными ресурсами
• Автоматический выбор регламентной схемы и инициация процесса исполнения регламентов;
• Автоматическое извлечение данных из информационных баз данных внешних подсистем, если это предусмотрено регламентной схемой;
• Модификация и трансформация поступающих сообщений
• Использование средств наложения ЭЦП и проверка сообщений, подписанных ЭЦП
Региональный Портал государственных и муниципальных услуг
Информационная система «Портал региональных и муниципальных государственных услуг» является точкой доступа граждан и организаций к информации о региональных и муниципальных государственных услугах, оказываемых на территории региона.
ИС «Портал региональных и муниципальных государственных услуг» обеспечивает:
• доступ к единой информационной базе государственных услуг в регионе, оказываемых населению и юридическим лицам органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• возможность пользователю портала быстрого поиска, просмотра базовой информации об услуге, включая информацию об органе, ответственном за предоставление услуги, категориях получателей услуги, необходимых для получения услуги документах, стоимости и порядке оплаты услуги, сроках и результатах оказания услуги;
• возможность ознакомиться с ответами населению на популярные вопросы о порядке и условиях получения конкретных услуг;
• возможность пользователю портала ознакомиться с электронными версиями нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия оказания услуги, получить контактную информацию органа, оказывающего государственную услугу, порядком оплаты, а также получить всю необходимую дополнительную информацию, касающуюся требуемой услуги;
• возможность пользователю портала получить формы требуемых к заполнению унифицированных документов (заявлений, форм и т.д.), платежных поручений в электронном виде, а также ссылки на сторонние электронные ресурсы, касающиеся выбранной услуги;
• возможность персонифицированного доступа пользователю портала. В этом случае информация на Портале предоставляется уже с учетом того, к какому территориальному отделению органа, ответственного за услугу, относится пользователь. Развитие ИС «Портал региональных и муниципальных государственных услуг» предполагает постепенное встраивание в процесс непосредственно оказания государственной услуги. Указав персональную информацию и получив логин и пароль для входа в личную зону Портала, пользователь получит возможность не просто получить информацию о порядке, сроках и стоимости оказания услуги, но и подать в электронной форме необходимые документы, оплатить услугу. При этом количество услуг, предоставляемых в электронном виде, ограничивается только степенью автоматизации ведомства, оказывающего услугу;
• доступ к актуальному списку запрошенных пользователем услуг с указанием регламентных сроков, отметками о фактическом исполнении таких сроков, а также, в случае возможности, результаты их оказания в электронном виде (электронные версии выданных документов);
• возможность пользователю портала доступа к разделам, содержащих последние новости региона, актуальные публикации, статьи, ответы на вопросы, касающиеся предоставления как конкретной государственной услуги, так и самого процесса в общем.
Портал является компонентом Решения, в полной мере соответствует сформировавшимся на текущий момент требованиям к порталам государственных услуг. Разработанный уникальный алгоритм связи формализованных условий оказания государственных и муниципальных услуг и базы данных, содержащей перечень практически всех документов, используемых в процедурах предоставления услуг, позволяет автоматически формировать перечень требуемых документов для конкретного получателя.
Это позволило реализовать интерактивные сервисы записи на прием и дистанционной подачи заявления на предоставления государственной или муниципальной услуги и комплекта требуемых документов, в форме установленной регламентом предоставления услуги.
В результате сокращается время, затрачиваемое гражданами на посещение присутственных мест, снижается вероятность ошибок, допущенных в ходе предоставления услуги. С принятием ряда ожидаемых законодательных актов, закрепляющих возможность дистанционного предоставления услуг населению и бизнесу, портал реализовывает полный цикл оказания услуги, начиная от идентификации получателя услуги и заканчивая передачей ему результата услуги в электронном виде.
Интерактивные сервисы портала, связанные с передачей и хранением персональных данных получателей услуг, реализованы с применением сертифицированных средств защиты информации. Портал в полной мере обеспечивает защиту информации, идентификацию пользователей и исключает несанкционированный доступ.
Удобно организованная структура портала позволяет без труда находить нужные услуги по жизненным ситуациям, в которых оказался посетитель портала. Альтернативной возможностью получить исчерпывающий перечень услуг, доступный для получения конкретному пользователю, является поиск среди законодательно установленных категорий получателей государственных и муниципальных услуг портала.
Большое внимание уделено организации контента на портале. Интуитивно понятный интерфейс позволяет с минимальными затратами обеспечить отображение информации об услугах, содержащихся в региональном реестре госуслуг, на портале. Использование Реестра государственных и муниципальных услуг в качестве источника формирования страниц портала позволило оперативно обновлять информацию об услугах, а главное сделать эту информацию официальной, т.е. утвержденной ответственными лицами организаций, оказываемых государственные или муниципальные услуги.
Принципы, использованные при проектировании портала, позволяют без труда адаптировать его под потребности конкретного региона или муниципального образования. Малое время развертывания, всесторонняя техническая поддержка, унификация с типовыми государственными решениями делают портал совместно с реестром услуг привлекательным средством обеспечения нового уровня предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Региональный реестр государственных и муниципальных услуг
ИС «Региональный реестр» - информационная система ведения регионального реестра государственных/муниципальных функций и услуг.
ИС «Региональный реестр» является средством коллективной работы государственных и муниципальных служащих, обеспечивает возможность регламентировано вносить данные о функциях/услугах, осуществляемых органами власти (органами местного самоуправления) в региональный государственный информационный ресурс для использования по следующим направлениям:
сведения о видах деятельности и сведения об оказываемых услугах;
подготовка данных для размещения их в государственных информационных системах «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
осуществление работ по планированию, в том числе, для подготовки перечней услуг, оказываемых на основе государственных (муниципальных) заданий.
ИС «Региональный реестр» представляет собой универсальное решение для решения задач по формированию и использованию сведений о государственных и муниципальных полномочиях, осуществляемых органами публичной власти на территории региона. Кроме того, ИС «Региональный реестр» - эффективный инструмент создания единого информационного пространства в рамках регионального узла электронного правительства субъекта РФ.
ИС «Региональный реестр» полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.09 №478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» по составу информации и функциям ее обработки.
Пользователи ИС «Региональный реестр» - государственные и муниципальные служащие региона работают с системой посредством веб-доступа к централизованному информационному ресурсу, содержащему:
1) сведения о государственных (муниципальных) функциях и услугах, зарегистрированных ответственными лицами подразделений региональных органов власти и местных администраций. В режиме просмотра пользователи могут ознакомиться с утвержденными описаниями государственных и муниципальных функций (услуг), например, по межотраслевым вопросам. Так обеспечивается условный обмен опытом по формированию сведений об услугах и функциях в рамках отраслей государственного и муниципального управления;
2) примеры типовых реестровых записей о государственных и муниципальных функциях (услугах), размещаемых в системе в целях облегчения работы ответственных лиц, с одной стороны, и для повышения качества итоговых данных об осуществляемых функциях, с другой. В настоящее время реестр содержит примеры типовых записей в отношении 25% услуг, утвержденных в качестве приоритетных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.09 №1993-р «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями»;
3) справочные данные, составляющие основу для формирования сведений о государственных (муниципальных) функциях и услугах. В целях унификации сведений о государственных и муниципальных функциях (услугах), а также для сокращения разнообразия при вводе однородной информации в системе предусмотрены справочники более чем 80% состава вводимой информации. Справочники - получатели услуг, документы, выдаваемые компетентными органами, юридически значимые факты, нормативные правовые акты, органы власти и организации и т.п. - составлены исключительно на основе законодательства, что обеспечивает не только правомерность применения терминов и высокую гибкость при формировании данных, но и «адресное» описание права на получение услуг. Например, собственник и наниматель имеют разные законные основания для использования жилого помещения и, как следствие, различными документами подтверждают свои права. И первые, и вторые определены в федеральном законодательстве. Если в качестве «получателя» услуги установить нанимателя жилого помещения, системой автоматически будет выполнен отбор только тех документов, которые может использовать лицо при обращении за любой услугой, связанной с правом пользования жильем;
4) подсистему согласования создаваемых (редактируемых) данных об услугах. ИС «Региональный реестр» предусматривает распределенный характер внесения, проверки и утверждения сведений о государственных и муниципальных функциях (услугах) - лица, ответственные за методическое и правовое обеспечение оказания услуг, формируют сведения, а должностные лица разрешают их публикацию в открытых источниках и передачу в Сводный реестр.
ИС «Региональный реестр» внедрена в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В апробированный ИС «Региональный реестр» зарегистрировано и средствами встроенного модуля распределения прав доступа к данным ведется порядка 260 пользователей, относящихся более чем к 60 ведомствам и органам власти регионально и муниципального уровня. В ИС одновременно содержится реестр более чем 2600 региональных и муниципальных полномочий по исполнению функций и оказанию услуг органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, при этом система позволяет ответственному органу в режиме реального времени получить статистику о готовности реестра услуг в различных аналитических разрезах.
ИС «Региональный реестр» имеет трехзвенную архитектуру: данные реестра хранятся в центральном хранилище, доступ к которым осуществляется пользователями посредством Web-приложения. База данных - Oracle, среда разработки и выполнения - Oracle Application Express,
В ходе работ по развертыванию системы устанавливается программное обеспечение, в том числе системное, проводится первичная загрузка информации (по единому составу полномочий, справочные данные и иные массивы информации), обучение пользователей, консультации по разработке организационно-методического и нормативно-правового обеспечения.
Общая продолжительность работ составляет 2,5-3 календарных месяца. Работы по внедрению системы сводятся к организации и обучению государственных и муниципальных служащих вопросам формирования данных.
Система исполнения регламентов
Система исполнения электронных регламентов предназначена для формализации, ведения и исполнения электронных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения оперативного планирования и контроля загрузки и назначения исполнителей работ, формирование отчетности по проводимым работам.
Для моделирования электронных регламентов используется графический интерфейс специализированного средства разработки, позволяющий объединять в рамках одной технологической цепочки как стандартные, так и созданные разработчиком дополнительные функции.
В процессе разработки системы были выделены и реализованы типовые настраиваемые элементы регламента. Они оформлены в виде отдельных подпроцессов, благодаря чему формирование нового регламента в значительной степени представляет собой объединение указанных подпроцессов в единую технологическую цепочку.
Система исполнения регламентов поддерживает как ручной, так и автоматический режим взаимодействия с внешними ресурсами. В ручном режиме ответ на запрос информации в соответствии с регламентом формируется ответственным лицом органа власти. Ответ в этом режиме формируется непосредственно в системе исполнения регламентов. В системе существует также возможность подготовить ответ (при невозможности для ответственного лица органа власти воспользоваться системой) и силами ответственного за исполнение регламента - сотрудника органа власти.
В автоматическом режиме взаимодействие с внешними ресурсами реализуется через вызов стандартизованных сервисов СМЭВ с последующим получением ответа. Регламенты реализованы таким образом, что при подключении внешнего ресурса в автоматическом режиме отправка запросов ответственным лицам органа власти прекращается, причем изменения регламента не требуется.
Обмен информацией с базами данных построен с использованием процедурного языка обработки информации в базе данных ORACLE PL/SQL со встроенной поддержкой языка.
Для создания пользовательских интерфейсов используется Javascript.
Система реализации электронных регламентов состоит из следующих модулей:
Модуль маршрутизации
о Подсистема поддержки исполнения потоков работ
о Подсистема формирования проектов документов с использованием шаблонов
о Подсистема формирования маршрутов согласования
о Подсистема взаимодействия с внешними системами
о Подсистема хранения информации о прохождении процессов
о Подсистема хранения Организационно-штатной структуры Запускает и поддерживает процессы системы. Включает поддержку ролевой модели и модели организации доступа к данным.
Формирует печатную форму документа с использованием существующих в системе шаблонов и атрибутов и сохраняет текст документа в формате RTF
Формирует правила, в соответствии с которыми определяются этапы и роли исполнителей в зависимости от параметров согласуемого документа
Обменивается актуальными данными с внешними системами в согласованном формате.
Хранит оперативную и историческую информацию о прохождении процессов, а также метаинформацию об организации процессов системы.
Хранит информацию об ОШС организации, хранит сведения о ее актуальности и ведет соответствие сотрудников пользователям системы.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения